Home » Менеджмент » МЕНЕДЖМЕНТ — 64 часа (89 часов самостоятельно)

МЕНЕДЖМЕНТ — 64 часа (89 часов самостоятельно)

Содержание дисциплины

Основная литература


Тема 1. Менеджмент. Теоретические основы управления
Понятие управления. Управление в социально-экономических системах. Связь понятий управление и менеджмент. Процессы возникновения и развития организаций. Понятие организации. Виды организаций. Современное видение развития организаций и специфики управления.
Тема 2. Принципы управления
Формирование и динамика принципов управления в процессе появления школ управления: Ф.Тейлор, Х.Эмерсон, А.Файоль, М.Вебер и др. Принципы управления Г.Форда. Со-временное значение принципов управления.
Тема 3. Законы организации и управления
Отличие законов и принципов управления. Закон синергии. Закон информированности и упорядоченности. Закон самосохранения. Закон развития. Модели жизненного цикла организации. Тектология о законах организации и управления
Тема 4. Системный подход к управлению. Система управления
Понятие системы. Свойства систем (целостность, эмерджентность, иерархичночть). Классификация систем. Системный подход в управлении. Понятие системы управления. Раз-личные подходы к пониманию систем управления. Организация как социальная система. Анализ среды организации
Тема 5. Процесс управления. Методы управления
Управление в статике и динамике. Процесс управления. Цели и задачи управления. Классификация целей. Дерево целей. Функции управления. Общие и специальные функции. Управленческие решения, классификация. Процесс выработки управленческих решений. Методы управления: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические
Тема 6. Структура управления
Управление в статике. Структура управления. Виды структур: организационные, информационные, функциональные. Современные взгляды на организационную структуру. Проектирование структур
Тема 7. Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации. Кадровый срез, культурный срез. Система управления персоналом. Работа с персоналом. Понятие организационной культуры. Организационная и корпоративная культура. Типология культур. Концепция Э. Шайна. Элементы организационной культуры
Тема 8. Внешняя среда организации. Стратегическое управление
Структура внешней среды организации. Взаимосвязь и взаимодействие внешней и внутренней среды. Понятие стратегии. Классификация стратегий. Элементы стратегии. От стратегического планирования к стратегическому управлению. Стратегический анализ. Методы стратегического анализа. Процесс выработки и реализации стратегии
Тема 9. Субъекты организаторской деятельности. Роль руководителя в современной организации
Руководитель и его роли. Стиль и методы управления. Организация труда руководителя. Карьера руководителя. Вхождение в должность руководителя. Эффективность труда руководителя

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 32 часа (49 часов самостоятельно)
Тема 1 Управление в XXI веке. Современные концепции управления Определение основных понятий. Анализ современного значения управления. Рассмотрение примеров принятых управленческих решений разного уровня.
Тема 2 Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций Понятие и философия пропаганды, рекламы, PR, маркетинга. Приемы воздействия. Эффективность. Виды и средства воздействия. Дифференцированное воздействие. Позиционирование и сегментация. План маркетингового исследования.
Тема 3 Концепция управления персоналом и человеческими ресурсами Рынок труда. Понятия: кадры, персонал, человеческие ресурсы, человеческий капитал. Механизмы формирования человеческих ресурсов и человеческого капитала. Стимулирование потребности предпринимателей в формировании человеческого капитала. Методы оценки персонала и человеческих ресурсов.
Тема 4 Концепция стратегического управления городом Характеристика города. Система управления городом. Принципы стратегического развития городов. Направления стратегического развития. Концепции «город для людей» и «город для жителей».
Тема5 Стратегические управленческие решения Методы разработки управленческих решений. Наблюдение, эксперимент, опрос, анализ документов. Эвристические методы исследований. Прогнозирование в процессе выработки управленческих решений. Стратегические управленческие решения. Реализация управленческих решений

Посещение занятий является обязательным. Студенты, пропустившие занятия, отчитываются за каждое пропущенное занятие (за пропущенное лекционное или практическое занятие — выступление по одному из вопросов для самостоятельной подготовки или тезисы выступления). Студенты, посещавшие все занятия, но не выступавшие с докладами, готовят реферат по одной из предложенных тем.

Студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, статьи и методические материалы, лекции по всем темам курса, предоставленные в учебнике в электронном виде (http://www.kafidov.ucoz.net) и на сайте http://economy.ranepa.ru/prepodavateli/ в блоке преподавателей.. На сайтах содержатся вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям по каждой теме, при подготовке к опросу и выборе темы доклада.
При подготовке реферата проводится реферативный обзор литературы и источников Интернет, обобщаются основные подходы и модели, выявляются особенности, формулируются рабочие определения. Анализируется опыт решения выявленных проблем в зарубежной и отечественной практике. При подготовке доклада обязательна ссылка на основные положения соответствующей лекции и ссылки на все использованные информационные источники. Время доклада не должно превышать 10 минут. Тестирование проводится с помощью компьютерной программы. На каждый тестовый вопрос следует выбрать только один вариант ответа.

Тема 1. Менеджмент. Теоретические основы управления
Вопросы для самостоятельной работы:

1. Рассмотрите на конкретных примерах процесс возникновения организаций из элементарных форм коллективного поведения: массы (нужды – масса – индивидуальные выборы) и общественности (проблема — общественность – коллективное решение или общественное мнение).
2. Приведите примеры действия теорем «кар и наград» в обыденной жизни и в профессиональной деятельности.
3. Приведите примеры возникновения и проявления эффекта толпы
4. Какие задачи менеджмента актуальны в XXI веке?